Проекты для владельцев бизнеса

Учебные курсы


Цели и задачи - и выбор КМ

Совершенно очевидно, что Корпоративные Мероприятия (КМ), проходящие в реальности, а не на бумаге, чаще всего одновременно решают несколько задач. И все же руководителю проекта нужно четко понимать, какие решаемые задачи будут приоритетными, а какие – второстепенными. Это позволит не уходить в сторону при планировании мероприятия, выборе формы проведения, площадки, наполнения, исполнителей.

Обычно такими задачами бывают:

  • создание и/или укрепление корпоративного духа;
  • отдых и неформальное общение;
  • информационная (передача, сбор и обмен информацией);

Создание и/или укрепление корпоративного духа.

Многие из нас ненавидят выражение «корпоративный дух» («я — работник Макдональдс»), корпоративный юмор («физики шутят»), а слова миссия, ценности и т.д. звучат, как напоминание о «совке». Однако факт остается фактом – устойчивый и длительный во времени успех на рынке обеспечивают четкие ориентиры, жесткая внутренняя идеология (сочетающаяся с операционной автономией), а также понимание и полное принятие этой идеологии всей командой.

Секретам долговечного успеха компаний посвящена книга-исследование Джимми Коллинза и Джерри Порраст «Построенные навечно», где проводится сравнение компаний, успешных в течение длительного периода (от 50 лет и выше) с теми кто, стремительно поднимаясь, отступали на третьи, четвертые позиции или вовсе уходили с рынка.

Позволим привести себе 2 цитаты из этой книги:

Сотрудница General Electric: «GE … Мы делаем жизнь лучше». Многие, конечно, не признаются в этом, но у всех в GE мурашки бегают по коже, когда они слышат этот лозунг. Обычная, банальная фраза вмещает в себя то, что мы чувствуем по отношению к компании… Это означает рабочие места и рост экономики, качество товаров и уровень обслуживания потребителей, вознаграждение и развитие сотрудников, самореализацию и удовлетворенность личности. Это означает вовлеченность, честность и преданность на всех уровнях. Без всех этих ценностей и нашей преданности Уэлч никогда не смог бы совершить свою революцию».

Авторы книги «Построенные навечно»: «Необходимо понимать, что, в отличие от многих религиозных сект или общественных движений, часто создаваемых вокруг харизматичного лидера, великие компании строят нечто наподобие культа вокруг своей идеологии.

Смысл скорее в том, чтобы создать организацию, которая бы при помощи конкретных, специфических методов ревностно оберегала свою ключевую идеологию. Великие компании вкладывают свою идеологию в действенные механизмы, способные последовательно оказывать усиливающееся воздействие. Они воспитывают людей, налагают жесткие стандарты соответствия и вселяют чувство принадлежности к чему-то особенному при помощи таких конкретных инструментов, как:

  • Тренинги (идеологические и практические), обучающие таким вещам, как ценности, нормы, история и традиции.
  • Внутренние университеты и учебные центры.
  • Общение с коллегами и непосредственными наставниками на работе.
  • Строгая политика служебного роста — наём молодых, продвижение изнутри, формирование образа мыслей сотрудника с юных лет.
  • Воздействие всепроникающих мифов «трудового героизма» и корпоративных примеров для подражания (например, отзывов потребителей о героизме, мраморных монументов).
  • Единый язык и терминология («члены группы», «моторольцы»), которые поддерживают определенный образ мыслей и усиливают ощущение принадлежности к группе избранных.
  • Корпоративные гимны, приветствия, лозунги, клятвы, призванные усилить приверженность делу.
  • Тщательный отбор при найме и в первые годы трудовой деятельности. Критерии вознаграждения и продвижения, тесно привязанные к корпоративной идеологии.
  • Награды, конкурсы, знаки общественного признания тем, кто проявляет большие усилия, чтобы соответствовать идеологии. Ощутимые и видимые наказания идеологических отступников.
  • Терпимость к «честным» ошибкам, которые не идут вразрез с идеологией («не грехи»). Строгое наказание или увольнение за нарушение идеологии («грехи»).
  • Механизмы «вживания» (вложения финансов и времени).
  • Празднования, усиливающие успехи, чувства причастности и особенности.
  • Планировка цехов и помещений, поддерживающая нормы и идеалы.
  • Постоянное письменное и устное акцентирование корпоративных ценностей, наследия и ощущения принадлежности к чему-то уникальному.

Как можно заметить из списка приведенного выше «инструментария», корпоративные мероприятия играют в процессе создания корпоративных ценностей не последнюю роль. Это с легкостью подтвердят компании, которые, появившись в начале-середине 90-ых, до сих пор остаются лидерами рынка и не собираются сдавать своих позиций. Каждое из них, с регулярностью проводит тимбилдинги, внутрикорпоративные обучения, награждения лучших сотрудников и дилеров, праздники и юбилеи и т.д.

Что особенно важно при подготовке и планировании корпоративных мероприятий, направленных на укрепление корпоративного духа?

Чтобы единение и пропагандируемые ценности не были чисто формальными, когда фирменная этикетка на трусах и галстуках сотрудников становится почти единственным объединяющим фактором. В этом случае явное несоответствие между словом (мы едины) и делом приведет к большИм потерям.

Приведем два разъясняющих примера:

  • На тусовке одной из уважаемых фирм везде висела символика, флаги, растяжки и др. этой фирмы. Телефоны озвучивали гимн этой фирмы. Ходили девочки в юбочках, выполненных в фирменных цветах с шапочками, где красовался красиво вышитый логотип (девушки были так хороши, что даже это их не портило).

    Когда приглашенный человек (очень довольный) вернулся с тусовки, он сказал: «Круто они все провели. Сколько бабок на нас потратили. Программа у них была охренительно интересная».

    Это яркий вариант, когда ты не часть общей команды, а просто присутствуешь на чужом празднике жизни как гость. Формальный подход к решению проблемы.

  • Пример номер два – отличие мероприятия, направленного на развитие корпоративного духа от «просто отдыха».

    Еще одна фирма (уже менее уважаемая) на слете своих дилеров решила сделать им приятное. Каждому представителю этой фирмы была дана возможность в разгар мероприятия выбрать себе … хм-хм … по молоденькой девушке для приятного времяпровождения.

    «Отдохнули ли дилеры?» – спросите Вы меня.

    «О да, отдохнули» – отвечу я, — «И очень даже неплохо отдохнули. Каждому бы так».

Мероприятие как объединяющее, создающее корпоративный дух развалилось, потому что индивидуальное удовольствие разошлось (по комнатам) с высокими принципами коллективизма :)

Отдых и неформальное общение

Здесь специальной глобальной задачи объединения, вкладывания в мозг и тело корпоративных ценностей может и не быть, задача более локальная – приятно провести время вместе, пообщаться (активно или в спокойной обстановке), просто отдохнуть и встретиться в неформальной обстановке. Понятно, что в такой атмосфере люди лучше узнают друг друга, создается дружеская атмосфера, завязываются хорошие контакты. Такие мероприятия устраиваются как для бизнес-партнеров, так и для своих.

Ярким примером могут служить различные вечеринки, совместные плавания с активным отдыхом, банкеты, в рамках дилерских съездов – различные спортивные (катание на лошадях, лыжи)) и неспортивные (баня-сауна, бильярд) развлечения и т.д. и т.п. Для наших людей, с их чуткостью к фальши и некоторой изначальной настороженностью ко всему «коллективному», элементы простого индивидуального отдыха просто необходимы. Как и при приеме бизнес-партнеров, которым могут быть совершенно не интересны великие корпоративные ценности.

Обмен, передача и сбор информации

Эти мероприятия проводятся с четкой целью проинформировать, обучить, обменяться мнениями, собрать информацию. Примерами таких мероприятий могут быть Road-Show (выездные семинары-презентации), обучение дилеров, научная часть дилерских съездов (когда перед началом сезона дилеров необходимо настроить на свой ассортимент, рассказать о новинках).

Информационный характер задачи ни в коем случае не говорит, что КМ. должно превратиться в занудство и сон в летнюю ночь. К сожалению, часто в силу убогости и непродуманности научной программы такие мероприятия превращались в обычные пьянки или экскурсии по магазинам, а информационная задача не была решена.

Происходит это следующим основным причинам:

1. Тема не интересна целевой аудитории

Например, директорам крупных компаний-дилеров может быть не интересна информация про особенности бухгалтерского учета (у них для этого есть свои специалисты). Или компании, специализирующейся на реализации сложных объектов на промышленном оборудовании, не интересен курс для продавцов бытовых увлажнителей воздуха. Крайне редко доклады и выступления готовятся по действительно интересующим проблемам – как создать эффективную сервисную службу, разбор сложных технических решений, реализованных на объектах – компании предпочитают грузить человека банальностями, чем поделиться полезным опытом.

При определении задач и планировании мероприятия важно знать, до кого именно Вы хотите донести информацию (директор, технический директор, сейлз-менеджер, маркетолог). Не мешает провести анкетирование – для выявления круга интересов целевой аудитории и для сбора новых идей (обычно люди с удовольствием говорят, что именно им хотелось бы узнать).

2. Не интересен докладчик

Готовиться у нас не привыкли – обычно дело ограничивается наспех подготовленной презентацией и докладчик лепит горбатого по вдохновению.

Пример таких выступлений был описан в стишке, посвященном съезду дилеров одной климатической компании:

«Где наш директор кучерявый,
Душевность Вам изобразит.
Где жалким зрелищем ПИАРА
Рекламщик юный поразит.

Где наш монтажник враскосяк
Вам речь толкнет, забив косяк.

Где цепи тяжкие падут
И люди сервиса придут.

Придут, наивные, как дети,
Чтоб мысль пробилась через звук
Мычаний грустных, междометий
Полетом мускулистых рук.

Где бухгалтерии туманной
Снесут учености плоды.
А после — Проектант румяный,
Вам даст и зрелищ, и воды.

Про все музейные объекты,
Доложит он, стремясь постичь
Чрез ноутбук судьбу планеты,
Затронув разные аспекты,
В манере точной и корректной
На три часа короткий спич.

И лишь банкет развяжет лыко.
И красный, словно детский прыщ,
Зардеет дилер наш двуликий:
И Ростовчанин, ныне дикий,
И Сибиряк с пельменным ликом,
И Питерец, теперь великий,
И белокаменный Москвич.

И чудный вечер на банкете
Закончит дилерский шабаш.
Проснется дилер утром «в этих»,
Как говорит директор наш.

И встанет поздно или рано
(Что будет хуже для него),
Но в голове его туманной
Не отразится ничего.»

Напротив, положительным примером было, когда на фирме происходил тщательный отбор и подготовка выступающих, минимум в 2 прогона с тщательным разбором докладчика его коллегами по работе.

3. Неправильно выбрана форма подачи информации

Обычные формы информирования: доклады (с их вариантами), круглые столы (с их вариантами) и информационные комплекты.

Доклады и презентации, когда выступающий (специально обученный и подготовленный человек) доносит до аудитории информацию — способ самый распространенный, известный и обычно самый грустный.

К сожалению, квалифицированных ораторов сейчас почти не встречается. Ситуацию обычно не спасает наличие таких вспомогательных средств, как проекторы и оверхеды и другие технические средства.

Прения, как электрошок, иногда заставляют мертвеца подрыгаться, но сон обычно прерывается ненадолго. Связанно это не с несовершенством формы (форма как раз отработана до совершенства), а с низким уровнем выступающих (утрачено умение общения с аудиторией, провоцирование на диалог, мало кто умеет по ходу отойти от неэффективного плана) и с выработанным за много лет недоверием к различного рода подобным мероприятиям. Однако – подчеркнем – это единственный вариант донести информацию до большой аудитории.

Круглые столы — очень интересная форма общения хотя бы потому, что она предусматривает меньшее количество участников (большее внимание к каждому), в ней есть диалог и возможность возразить собеседнику не тогда, когда интересующая мысль уже будет потеряна в аплодисментах, а сразу. К тому же круглые столы обычно посещают заинтересованные люди (круглые столы – всегда тематические). Поэтому наш принцип – больше тем, интересных каждому (общим докладам – 10-20%, остальное время – для тематических встреч).

Информационные комплекты
Ясно, что все что говорится – имеет шанс быть забытым. Есть, конечно, профессионалы, которые все аккуратно заносят в блокнотик и при всех перипетиях мероприятия (включая обычно следующий банкет и отъезд) мысль не потеряют и донесут до места, где она пригодится. И все же для грамотного проведения мероприятия мысль словесную надо дублировать так называемыми Информационными Комплектами, которые участник заберет с собой и сможет внимательно рассмотреть по приезду домой (а также до, во время и после конференции). Там отчасти может содержаться информация, дублирующая или расширяющая рассказанное на конференции (повторенье – мать ученья), но и конечно нечто новое и ценное. Хотя бы чисто из гуманных соображений – с тем, чтобы человеку, по ряду причин не выдержавшему информационно насыщенной программы, не было бы мучительно больно перед своими коллегами на работе :)

4. Неправильно выбрано место и время для мероприятия

А бывает и так: и люди заинтересованы, и темы интересные, и докладчики прекрасные. Но вот мероприятие было назначено в 9.00 после вчерашнего банкета (какой дурак делает научную программу утром после банкета?!). Или приехал ты на обзор продукции на заводе компании LG, и индус интересно с акцентом рассказывает, на вопросы отвечает … но вот 3 дня перед этим сплошные переезды, да «культурная программа». Или чемпионат мира по футболу сегодня, во время вечерних тренингов.

Ну уж извините, Вы – режиссер, больше думайте о плане, о внешних факторах, о привычках своей аудитории.

Контрольные вопросы:

  1. Почему важно четко понимать, какие задачи должны решать те или иные корпоративные мероприятия?
  2. На сайте журнала «Мир Климата» можно найти описание различных корпоративных мероприятий.
    Компании о себе
    Поездки, обмен опытом
    Выберите описание трех разноплановых мероприятий и напишите, какие задачи на них решались, и в чем это было выражено.
  3. Выберите подробное описание одного из дилерских съездов группы компаний «ИНРОСТ» на странице Информация для дилеров
    Какие задачи, с Вашей точки зрения, ставились организаторами? Были ли они достигнуты – судя по отзывам.
  4. Приведите примеры, почему неправильная постановка задач может привести к плачевным результатам?
 

© 2008-2024 Идеологические бизнес-проекты

www.adv2adv.ru

Контактный e-mail: .