Бизнес-ассоциации — один из примеров объединения людей для достижения общей цели на основе общего интереса. В древности это были торговые караваны, античные союзы ремесленников, средневековые цеха, гильдии и корпорации. Сегодня бизнес-ассоциации — это торговые палаты, торгово промышленные группы, профессиональные объединения, федерации производителей, ассоциации представителей малого и среднего бизнеса и прочие подобные организации.
Их появление говорит о зрелости той или иной сферы бизнеса. Это означает, что ее представители воспринимают друг друга не только как конкурентов, но и как коллег, и осознают наличие общих целей и интересов, защищать которые проще сообща.
Ассоциация — своего рода «церковь» отрасли, объединяющая предпринимателей в нечто большее, чем просто группа бизнесменов. Она становится проводником идей, придающих существованию бизнеса высший смысл (или видимость этого смысла — что тоже неплохо).
И конечно же это площадка для общения, обмена мнениями, замыслами и новостями.
Кроме того, ассоциация занимается разработкой и реализацией проектов, объединяющих, цементирующих бизнес, определяющих и поддерживающих его идеологию: отраслевое издание, выставка, учебный центр, создание отраслевых нормативов и т. п. (на этом направлении деятельности мы остановимся подробнее чуть ниже).
Ассоциация выступает координирующей и направляющей силой, берущей на себя контакты с государственными структурами, следящей за стабильностью и безопасностью бизнеса, а также формирующей его имидж в глазах общества.
Но бизнес — слишком общее понятие, и потому говоря о нем, сложно избежать общих фраз. Разговор будет более предметным, если перейти к тому, что дает участие в ассоциации отдельно взятым компаниям или предпринимателям.
Вступая в ассоциацию, кандидаты рассчитывают получить и «политическую» выгоду (например, зарекомендовать себя на рынке цивилизованным игроком), и возможность «кулуарного» решения определенных вопросов, лоббирования собственных интересов. И, конечно, выиграть в финансовом отношении — за счет экономии расходов на участие в ее проектах (льготные расценки на участие в выставке и размещении рекламных материалов на сайтах и печатных изданиях ассоциации, бесплатный доступ к информационным ресурсам и т. д.).
Объединившись, предприятия, особенно мелкие, становятся способны делать то, на что в одиночку у них не хватило бы ни сил, ни средств. Важно и то, что, вводя общие для бизнеса «правила игры», создавая отраслевые стандарты, ассоциация в первую очередь будет учитывать интересы своих членов.
Вот лишь часть преимуществ, на которые они могут рассчитывать:
Разумеется, было бы странно, если, создавая такую полезную для всех вещь, как бизнес-ассоциация, ее организатор не думал бы о собственной выгоде. «Возможно, меня даже наградят. Посмертно», — рассуждения в духе бескорыстного Семен Семеныча Горбункова деловому человеку не к лицу. Какова же та «морковка», ради которой стоит «впрягаться» и тащить на себе нелегкий груз организаторской работы?
Во первых, это ресурсы. Ассоциация позволяет аккумулировать объем людских и финансовых ресурсов, не сопоставимый с возможностями одной компании, и дает возможность решать вопросы, ранее казавшиеся принципиально неразрешимыми. Это чем-то сродни реализации детской мечты «стать волшебником» и воплощать в жизнь желания огромного количества людей. Конечно, ассоциация — не волшебная палочка, но с ее помощью тоже можно многое сотворить.
Во вторых, возможность развития собственного проекта. Если «центр кристаллизации» бизнес-сообщества не предприятие, а проект: сайт, журнал, выставка, учебный центр, маркетинговое агентство, информационная сеть и т. д., — для его развития открываются самые фантастические перспективы. Для выставки ассоциация может стать аналогом совета экспонентов (собственно, с создания такого совета может и начаться организация ассоциации), для журнала сообщество станет постоянным источником информационного наполнения и одновременно финансирования, информационная сеть получит гигантскую клиентскую базу, проект по разработке отраслевых стандартов — большое количество экспертов. Вариантов может быть много.
В третьих, благоприятные условия для собственной компании. Если организатор ассоциации — владелец или руководитель предприятия, то он получает возможность создать для своей деятельности самые благоприятные условия. Главное — чтобы этими преимуществами он не входил в противоречие с уставными документами ассоциации и интересами ее членов.
Наконец, это источник дохода и карьерные возможности. При разумном ведении дел ассоциация может стать постоянным источником дохода. Он складывается из двух составляющих — членских взносов и доли от реализации различных проектов.
Само собой, человек, ставший инициатором создания ассоциации, вовсе не обязательно все время будет находиться у ее руля. Но и остаться без работы ему тоже не грозит: ведь он, пожалуй, самый осведомленный о положении дел в отрасли человек. Более того, не только он все и всех знает, но и его знают все. Последнее, правда, пойдет на пользу только тому, кто за время руководства ассоциацией не был замечен в чем-то предосудительном (например, не пожертвовал общественным — в пользу исключительно личного).