В начале 90 х старая система рухнула. Огромному количеству выпускников вузов и профессиональных училищ пришлось осваивать профессии, востребованные новым временем, — продавцов, монтажников, специалистов по рекламе и маркетингу, руководителей дилерских и розничных отделов, разработчиков программного обеспечения, web-дизайнеров, оптимизаторов и т. д. и т. п.
Создавшуюся ситуацию можно было охарактеризовать следующим образом:
Во первых, квалифицированные специалисты старой школы в начале «дикого капитализма» оказались не у дел, обучение новых долгое время практически не велось.
Во вторых, появилось огромное количество профессий, не отраженных в Едином тарифно-квалификационном справочнике.
В третьих, эти новые профессии практически не имели системы подготовки кадров.
Это подтверждают и наш собственный опыт, и опросы, проведенные во всех регионах России. Проблема отсутствия квалифицированных кадров была названа одной из главных помех в развитии бизнеса. Вот выдержки из интервью руководителей специализированных фирм:
— Кадровая проблема — одна из основных в отрасли. Специалистов не хватает. Поэтому одно из направлений работы ассоциации — это работа с кадрами.
— Мы четко осознаем факт, что квалификация персонала фирмы-продавца и умение грамотно преподнести покупателю все особенности своего товара являются основой успешного бизнеса. Подготовке профессионалов необходимо уделять самое серьезное внимание.
— В нашей отрасли сейчас много непрофессионалов. Я считаю, что это неправильно. Нынешняя ситуация сказывается на работе всей индустрии. Наблюдаем, с одной стороны, рост потребности в оборудовании, с другой — падение квалифицированности кадров. На мой взгляд, ассоциации надо заняться обучением профессионалов.
— Основная проблема в регионе — дефицит профессионалов. Наша компания проводит обучение персонала фирм-дилеров с последующей проверкой знаний и выдачей сертификатов о прохождении обучения и повышения квалификации.
— Основные проблемы нашего бизнеса в городе — это дефицит профессиональных специалистов и огромное количество мелких фирм, как правило, предлагающих низкое качество услуг.
— Наверняка проблема с квалифицированными кадрами есть в каждой отрасли. Как решаем? — растим свои: обучаем, отправляем на практику на заводы-изготовители и в учебные центры ассоциации.
Естественно, серьезные игроки всегда использовали ситуацию с недостатком кадров для продвижения своей продукции и «привязывания» дилеров. Например, одна из отраслевых компаний начала издавать серию обучающих книг, где давалась классификация новой для рынка техники, приводились конкретные примеры работы с ней, проектирования, монтажа, наладки, обслуживания. Естественно, на примере своего оборудования. Эта компания позже выпустила целую библиотеку отраслевых книг, ставших учебниками, и стала главным издателем для бизнеса. Одновременно малобюджетным способом были решены вопросы по продвижению своего оборудования на всей территории России.
Несколько других крупных компаний создали мощные обучающие центры с разветвленной сетью региональных филиалов. Там обучали менеджеров по продажам, монтажников, проектировщиков и инвесторов. Эти шаги помогли укрепить компаниям позиции национальных лидеров.
Наконец, учебный центр был создан отраслевой ассоциацией. Помимо неплохих доходов ассоциация усилила свое влияние на отрасль и смогла на базе центра приступить к решению других накопившихся проблем. Таких, как создание и приведение в порядок нормативной базы, сертификация товаров и услуг, верификация характеристик, заявляемых производителями в своих каталогах, создание своего знака качества и т. д.
Таким образом, учебный центр может рассматриваться не только как прибыльное дело, но и как инструмент конкурентной борьбы.