Важная часть работы над выставкой — «разбор полетов» по ее окончании. Его цель — не просто выявить слабые места, а определить причины их возникновения и найти способы избежать их в будущем.
Например, если вы решили прибегнуть к помощи выставочной компании, то велик соблазн во всем на нее положиться. Увы, ни к чему хорошему это не приведет. Да, там работают профессионалы, но профессионалы в своей отрасли, далекие от проблем бизнеса, который представляете вы. Таких выставок, как ваша, у них десятки, для них это конвейер, располагающий к использованию шаблонных решений и схем. Поэтому нужно сразу выстроить взаимоотношения с выставочной компанией так, как полезно для развития проекта и для вас. Все шероховатости, все ее действия, которые, по-вашему, вредят мероприятию, необходимо проговаривать, чтобы избежать их в дальнейшем. Не стоит избегать этого — иначе из-за боязни «испортить отношения с хорошими людьми» вы своими руками подложите под выставку «мину замедленного действия».
Однако желание контролировать все и вся может привести к другой крайности — вашим собственным сотрудникам придется выполнять не свойственную им работу, что не может не сказаться и на ее качестве, и на исполнении ими своих прямых служебных обязанностей. Не стоит распыляться. Главное — держать под контролем основные направления.
Итак, что же обычно вызывает нарекания участников и посетителей выставки?
Выставку невозможно найти. Даже имея общее представление о месте проведения выставки, участнику сложно сориентироваться, в каком направлении двигаться.
Поиск места проведения выставки не должен вызывать проблем. Для этого необходимы яркие указатели у ближайшей станции метро (они же выполнят функции наружной рекламы), заметное оформление места отправления выставочных автобусов. Сами автобусы тоже должны нести на себе логотип выставки — чтобы не приходилось их искать. Игнорирование этих вопросов приведет к тому, что, один раз потратив деньги на такси, чтобы добраться-таки до места проведения, от посещения следующей выставки этот человек, скорее всего, откажется.
До выставки невозможно добраться. Ситуация, когда транспорт приходится ждать по часу и более, негативным образом сказывается на имидже выставки.
Выставочные автобусы должны не просто быть — их движение необходимо спланировать с учетом реального графика пассажиропотока.
Невозможно найти нужного участника. Часто, когда выставка разрастается, посетителю бывает достаточно сложно найти нужную компанию-участника.
Для решения этой проблемы, помимо схем размещения экспонентов выставки, можно организовать работу специальных гидов (обычно администрация этими вопросами не занимается, так как плохо знает состав и специализацию участников), устанавливать специальные устройства для того, чтобы посетитель мог найти список фирм и посмотреть место их расположения. На сайте выставки должен быть также поиск фирм по тематике, чтобы посетитель мог заранее спланировать свои переговоры.
Проблемы при размещении стендов на выставке. Тут нужно проконтролировать несколько моментов.
Во первых, проследить, чтобы ввоз экспонатов обслуживало достаточное количество сотрудников. «Достаточное» — это значит, что участникам не приходится ждать, когда у них появится возможность разгрузиться.
Во вторых, учесть все возможные нюансы при размещении стендов участников — например, проследить, чтобы на них не дул холодный воздух из систем вентиляции зала. Рассказы о том, что после участия в вашей выставке фирме пришлось отправить своих самых ценных сотрудников на больничный, вряд ли добавят вам клиентов.
В третьих, стенды участников должны быть оснащены всем необходимым оборудованием.
Наконец, необходимо следить за соблюдением всеми участниками определенных правил. Закрыв глаза на то, что кто-то перегородил доступ к чужой площади или шумит так, что сосед не может нормально работать, вы приобретете лишнюю головную боль и лишитесь нескольких потенциальных участников вашей следующей выставки.