Теоретики предпринимательства судят о степени развития ассоциации по количеству и уровню ответственности наемных работников. И в таком подходе есть своя логика.
По мнению Уолтера Шо, дипломированного специалиста по управлению ассоциациями (Walter Schaw, CAE, «International Handbook on Association Management», ASAE, 1998, Р. 6–8), структурную эволюцию любой ассоциации можно разделить на следующие этапы:
Группа людей собирается для обсуждения общих проблем и интересов. Со временем эти собрания формализуются, образуется ассоциация. По мере роста и усложнения ассоциации ее процедуры, правила и юридический статус легализуются через устав и положения. Функции управления ассоциацией на данном этапе осуществляются добровольцами.
Первый наемный работник ассоциации часто называется Секретарем (с большой «С»), в его обязанности входит ведение учета членов ассоциации, оформление протоколов, осуществление финансового учета и оказание других видов помощи руководящему органу ассоциации. Затем к Секретарю присоединяются бухгалтер и сотрудник, занимающийся работой с членской базой ассоциации. Со временем административные функции наемного персонала существенно расширяются. Так, например, возникает должность технического директора, осуществляющего мониторинг исследований, отслеживание технологических или торговых разработок в соответствующей сфере деятельности, организацию образовательных программ и т. д.
Первым функциональным специалистом ассоциации часто становится PR-менеджер. С ростом ассоциации углубляется и профессиональная специализация персонала, который теперь выполняет функции от маркетинга и продаж до проведения исследований и управления собраниями. Кульминацией развития организационной структуры является возникновение должности исполнительного директора. Обычно он подбирается и назначается правлением, за реализацию политики которого и несет основную ответственность.
Российская практика часто расходится с заокеанской теорией. У нас ассоциацию с самого начала может возглавлять человек, должность которого будет называться «исполнительный директор» — лицо, ответственное юридически, исполняющее к тому же обязанности Секретаря (с большой «С»). Тем не менее основной принцип остается тем же: с развитием ассоциации растет и ее штат.
По сути, главный объект и продукт деятельности бизнес-ассоциации — информация. Ее накопление, переработка и распространение происходят посредством разнообразных проектов.
Участие в них и есть то, ради чего люди объединяются в ассоциации. Главное не превращать их исключительно в источник финансирования дирекции. Проекты — это очень серьезный инструмент, который помимо чисто практической пользы служит идеологическим «цементом», скрепляющим ассоциацию (смотри главу 1 ).
Ниже приведены примеры успешно реализуемых проектов.
Информационная сеть
Одной из первых задач, которую должна решить ассоциация, — обеспечить информационное взаимодействие своих членов. Наиболее эффективный способ для этого — использование возможностей Интернета для создания информационной сети.
В России самым масштабным (но далеко не единственным) примером такой сети является проект REACT Торгово промышленной палаты РФ. Существует похожий по размаху проект и на Украине — сеть делового содействия UBAN.
Участники сетей получают доступ к разнообразным ресурсам, могут участвовать в тренингах и семинарах, получать информационные бюллетени, обзоры, руководства и другие документы. При необходимости посредством сети могут оказываться консультационная помощь, проводиться дистанционное обучение.
Журнал
Собственное печатное издание — отличный инструмент для продвижения бизнеса. Журнал послужит и источником отраслевых новостей, и проводником политики ассоциации, и площадкой для дискуссий и обмена опытом.
Но средство массовой информации, как писал классик, «не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор». Организационный потенциал журнала может быть в полной мере использован при подготовке других крупных проектов.
Выставка
Журнал может стать базой для информационного продвижения выставки, ведь его подписчики — потенциальные участники нового проекта.
Организуя выставку, ассоциация выполняет функции совета экспонентов, коллективного органа соуправления выставкой, и берет на себя:
Учебный центр
Нехватка квалифицированных кадров — проблема, довольно распространенная во многих отраслях. Поэтому, обучение специалистов — проект, о реализации которого рано или поздно задумываются в любой ассоциации. Главное их преимущество перед «одиночками» — возможность опоры на ресурсы уже работающих проектов. При организации учебного центра (программы подготовки специалистов) для сбора информации о потребностях отрасли и продвижения учебных курсов можно использовать и журнал, и выставку. Для реализации дистанционного этапа обучения отлично подойдут ресурсы информационной сети.
Маркетинговое агентство
Для обеспечения членов ассоциации необходимой информацией, а также для взаимодействия с остальным бизнес-сообществом может быть организовано маркетинговое агентство. В своих исследованиях оно будет опираться на ресурсы других проектов: информационной сети, выставки, журнала и т. д. Члены ассоциации при этом выступают и как источники первоначальной «сырой» информации, так и потребителем результатов ее анализа.
Иллюстрацией некоторых аспектов работы агентства может служить приведенный в приложении документ: «Положение о маркетинговом агентстве».
Разумеется, мы не рассказали и о десятой доле проектов, которые может реализовать бизнес-ассоциация. Помимо перечисленных это может быть проект сертификации продукции — если в отрасли назрела необходимость создания стандартов, востребованным может оказаться проект взаимодействия с властью с целью создания более благоприятных условий для бизнеса. Вариантов — бесконечное множество.
Подробнее о практической стороне создания журнала, организации выставки и учебного центра рассказано на страницах сайта: (http://www.adv2adv.ru/projects/magazine/ , http://www.adv2adv.ru/projects/exhibition/ , http://www.adv2adv.ru/projects/exhibition/ ).