Проекты для владельцев бизнеса

Учебные курсы


Опыт создания ассоциаций в России и за рубежом

Зарубежные ассоциации — особенности и полномочия

В разных регионах мира деятельность и методы работы бизнес-ассоциаций отличаются друг от друга. В странах с централизованной плановой экономикой и государственным контролем они выполняют чисто общественные функции. Там же, где экономика основана на рыночных отношениях, ассоциации играют важную роль в распределении инвестиций, участвуют в принятии решений, затрагивающих интересы бизнеса. В странах со «смешанным» типом экономики бизнес-ассоциации, профессиональные объединения и группы, сотрудничая с правительством, разрабатывают программы и оказывают поддержку общественной политике, направленной на развитие экономики. Кроме того, их деятельность приносит общественно полезные результаты в таких областях, как профессиональная этика, экономические исследования, статистика и информационное обеспечение.

Опыт создания ассоциаций в России и за рубежом

США

О важности роли, которую ассоциации играют в общественной жизни зарубежных стран, и об их силе свидетельствуют, в частности, данные Американского общества управляющих ассоциациями (ASAE), согласно которым:

  • на сегодняшний день в США насчитывается 147 000 разнообразных ассоциаций, представляющих практически каждую профессию, отрасль, хобби, интерес и т. д.;
  • девять из десяти взрослых американцев принадлежат хотя бы к одной ассоциации, а один из четырех — к четырем и более ассоциациям;
  • ежегодно в США возникает около 1000 новых ассоциаций;
  • численность наемного персонала ассоциаций США составляет 295 000 человек;
  • американские ассоциации ежегодно тратят 5,6 миллиарда долларов на печатные издания и публикации (из них 3,2 миллиарда долларов — только на печатную продукцию); практически все ассоциации (95 %) выпускают периодические издания, 39 % ассоциаций издают книги;
  • 2,2 миллиарда долларов ассоциации ежегодно тратят на технологию;
  • 95 % ассоциаций предлагают своим членам собственные образовательные программы;
  • 71 % ассоциаций проводят отраслевые исследования или занимаются сбором статистических данных. Статистические данные, которыми располагают ассоциации, часто являются уникальными и не могут быть получены из других источников, поэтому и бизнес, и правительство весьма заинтересованы в них.
    Американское общество управляющих торгово промышленными ассоциациями (ATAE) было организовано в г. Леноксе, штат Массачусетс, в 1920 г. как общество руководителей бизнес-ассоциаций. В 1956 г. название сменили на Американское общество управляющих ассоциациями (ASAE). Первый съезд общества собрал 68 участников, 58 из которых стали уставными членами. Здесь обсуждались вопросы взаимоотношения с государством, финансирования ассоциаций, методики управления и правовые аспекты ассоциаций. Изначально ASAE ставило перед собой задачу «обеспечить удобный обмен идеями между управляющими ассоциациями и совершенствовать методики управления в той их части, которая относится к ассоциациям бизнесменов». Устав и правила внутреннего распорядка ASAE менялись несколько раз, но основной дух этого общества остался неизменным. В настоящее время ASAE, расположенное в г. Вашингтоне, представляет собой профессиональное общество. В своей деятельности оно подчеркивает роль этики и социальной ответственности, сертифицирует тех, кто отвечает требованиям стандартов и поддерживает на должном уровне сумму знаний об управлении ассоциациями.

Европа

В Европе объединения предпринимателей служат связующим звеном между бизнесом и властью.

В Германии большинство предпринимателей, их союзов и ассоциаций объединяют Федеральный союз германской промышленности (ФСГП) и Объединение немецких торгово промышленных палат (ОНТПП). ФСГП принимает участие в выработке внутренней и внешней экономической политики правительства. Его комитеты и рабочие группы осуществляют лоббирование интересов своих членов при принятии всех важных экономических решений.

Представители ФСГП — постоянные члены различных консультативных органов в министерствах экономики, финансов, обороны и т. д. Их позиция учитывается при выработке экономической стратегии правительства. Президент Союза на регулярных встречах с федеральным канцлером Германии излагает свое видение тех или иных экономических проблем.

Объединение немецких торгово промышленных палат — самоуправляемая организация, представляющая общие интересы частных предприятий в пределах своего региона.

На федеральном уровне ОНТПП оказывает влияние на экономическую политику правительства страны, в том числе в вопросах, связанных с развитием ЕС или участием в международных переговорах.

В Австрии все отраслевые союзы взаимодействуют с властными структурами только через палату экономики. Ее членами являются все индивидуальные предприниматели и юридические лица, за исключением представителей «свободных профессий» и сельхозпроизводителей.

В Турции отношения союзов и государства не регламентируются законом. Взаимодействие союзов предпринимателей и торговых палат с органами власти заключается в решении стоящих перед предпринимателями проблем, а также проведении дискуссий по развитию экономики или же отдельной отрасли.

Большую роль в регулировании процессов экономического развития в своих странах играют Федерация шведских промышленников, Торгово промышленный союз Швейцарии, Конфедерация британской промышленности, насчитывающая свыше 200 мелких профессиональных объединений и ассоциаций, Объединение нидерландских промышленных предприятий и ряд других национальных объединений производителей.

Опыт создания ассоциаций в России

История

Стремление к объединению фабрикантов и заводчиков, торговцев, предпринимателей, технической интеллигенции, банкиров и всех, кто принимал на себя заботу о создаваемых и действующих производствах, появилось в России одновременно с ростом промышленного производства и зарождением капитализма. Оно было вызвано необходимостью координации деятельности, объединением усилий по защите отечественных интересов и выработке общих правил хозяйствования. К началу ХХ века в России насчитывалось более 150 предпринимательских организаций.

Затем в истории нашей страны наступил период, когда частное предпринимательство, мягко говоря, не поощрялось. А за неимением бизнеса не было необходимости и в бизнес-ассоциациях. Но стоило российской экономике вернуться к рыночным принципам, как стали появляться и объединения предпринимателей.

Современное состояние

На момент написания пособия в базе данных сайта «Российские объединения предпринимателей» http://www.smb-support.ru содержалась информация о 410 бизнес-ассоциациях из 89 регионов России.

К сожалению, российские промышленные объединения пока еще сильно отличаются от собратьев в развитых странах и мало влияют на экономическую политику государства. Среди причин такого положения и низкое развитие гражданского общества, и пробелы в законодательстве. В законах «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», Гражданском кодексе вообще не упоминаются предпринимательские объединения. В результате они существуют в разных организационно-правовых формах: от общественных организаций до коммерческих структур, называемых «союз», «ассоциация» и пр. Кроме того, несмотря на заявление Президента России Д. А. Медведева о безусловной поддержке бизнес-ассоциаций как инструмента развития предпринимательства, чиновничество на местах по-прежнему продолжает демонстрировать абсолютную незаинтересованность в их создании. Разумеется, мешают развитию и недостаток финансовых ресурсов, и тесная связь многих предпринимательских объединений с политическими структурами, что лишает их самостоятельности, а также сильная привязанность практически всех российских союзов к своим лидерам, что препятствует эффективному лоббированию интересов отрасли.

Перспективы

Участие в разработке планов развития муниципальных образований
Один из путей изменения ситуации — активное участие бизнес-ассоциаций в разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития муниципальных образований. Органы местного самоуправления должны принять и организовать их выполнение в соответствии со статьей 17 часть 1 пункт 6 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Разработка «кодексов этики» и «профессиональных стандартов»
Инструментом защиты рынка от непрофессионального и недобросовестного поведения партнеров и конкурентов может стать разработка бизнес-ассоциациями так называемых «кодексов этики» и «профессиональных стандартов».
Кодексы этики и иные аналогичные документы в основном определяют этическую сторону поведения. Профессиональные стандарты призваны обеспечить высокое качество предоставляемых услуг и снижение рисков при проведении коммерческих операций. Как правило, они создаются на основе международных и российских стандартов профессиональной деятельности, определяют ответственность за нарушение установленных требований и механизм контроля их выполнения.
Примерами таких документов являются кодексы этики, принятые Российской гильдией риелторов (РГР), Ассоциацией профессионалов рынка недвижимости г. Санкт-Петербурга и Купеческим клубом г. Санкт-Петербурга, а также стандарты, регулирующие отношения членов региональной ассоциации «Пермская лига риэлторов и оценщиков», Нижегородской гильдии профессиональных консультантов и др.

Помощь промышленным союзам и ассоциациям со стороны Торгово промышленной палаты РФ
Большую роль по выводу российских промышленных союзов на новый уровень может сыграть Торгово промышленная палата РФ. Эта структура имеет большой опыт работы с отечественными предприятиями, а также развитую региональную сеть в России и зарубежные представительства. С ней активно сотрудничают предприятия разных масштабов и форм собственности. Большинство отраслевых союзов и ассоциаций уже имеет немалый опыт работы в рамках Совета руководителей отраслевых объединений и профильных комитетов ТПП. Таким образом, Торгово промышленная палата способна сегодня оказать практическую помощь отечественным промышленным союзам и ассоциациям.

← Назад

Читать дальше →

 

© 2008-2024 Идеологические бизнес-проекты

www.adv2adv.ru

Контактный e-mail: .