Многие из нас, занимаясь поиском в Интернете через Яндекс, Рамблер или Mail.ru, замечали, что вместе с результатами поисковой выдачи, появляются рекламные объявления, близкие по тематике к тому, что искали. Эти объявления — одна из разновидностей контекстной рекламы. Об особенностях и преимуществах этого вида рекламы редакция журнала «Мир Климата» беседует со специалистами компании «Ашманов и Партнеры» — руководителем отдела контекстной рекламы Романом Ковалевым и директором по Интернет маркетингу Михаилом Козловым.
-«Мир Климата»: Для начала — несколько слов о специализации Вашей компании.
- Компания «Ашманов и партнеры» с 2001 года работает в области IT-консалтинга, разработки интеллектуального программного обеспечения, а также интернет-консалтинга, продвижения веб-сайтов в поисковых машинах, создания веб-сайтов и их поддержки. Среди клиентов компании такие известные фирмы, как Pioneer (бытовая аудиотехника), «Лаборатория Касперского» (антивирусное ПО), «Парагон» (ПО для карманных компьютеров), «МТУ-Информ» (один из лидирующих российских интернет-провайдеров), холдинг «Финам» (инвестиции и операции на фондовом рынке), «Бегун» (система показа контекстной рекламы) и многие другие организации.
Мы охотно делимся своими знаниями и наработками. Ежегодно компания «Ашманов и Партнеры» проводит единственную в своем роде конференцию, посвященную поисковой оптимизации сайтов. Мы проводим также семинары по интернет маркетингу. Наша компания является соорганизатором ежегодной конференции «Управление аудиторией и реклама в Интернете», а еженедельная рассылка «Продвижение сайта: советы экспертов» входит в тройку самых популярных рассылок Subscribe. ru.
— Что такое контекстная реклама? Приведите, пожалуйста, конкретный пример.
- Контекстная реклама — это такой вид интернет-рекламы, когда объявления демонстрируются только тем пользователям, которые проявили интерес к рекламируемому продукту или товарной категории.
Контекстная реклама подразделяется на поисковую и контекстно-зависимую рекламу (которую сейчас чаще называют просто «контекстной»).
Поисковая реклама — это реклама, которая показывается в поисковых системах, таких как «Яндекс», «Рамблер», Google, в зависимости от запроса, заданного пользователем.
Контекстно-зависимая реклама показывается на тематических сайтах с помощью специального программного обеспечения, которое анализирует содержимое страниц и подбирает рекламные блоки в строгом соответствии с информацией, размещенной на сайте.
В обычном мире аналогом поисковой рекламы можно считать рекламные блоки в телефонных справочниках. Контекстно-зависимую рекламу мы видим довольно часто: это реклама энергетических напитков в ночных клубах, плакаты сотовых операторов в салонах связи, реклама цветных карандашей в «Веселых картинках» и водонагревательных приборов в лифтах домов, в которых отключили горячую воду.
— Что эффективнее — контекстная реклама, поисковая оптимизация сайта или баннерная реклама?
- Оценка эффективности работы всегда зависит от поставленных целей. Контекстная реклама, поисковая оптимизация и баннерная реклама — инструменты решения различных задач.
Контекстная реклама направлена на моментальное увеличение продаж, она максимально эффективна при продаже продуктов, уже известных аудитории. С ее помощью невозможно формировать спрос на новый товар или услугу.
Однако это можно делать с помощью баннерной рекламы. Кроме того, баннерная реклама позволяет добиться большого охвата аудитории, в то время как контекст ориентирован на отдельные категории людей.
Поисковая оптимизация, в свою очередь, позволяет Вашему сайту находиться в «естественной» выдаче поисковых машин по большому количеству запросов. В результате, Вы сможете серьезно увеличить приток целевых посетителей на сайт при меньших затратах, по сравнению с любыми видами рекламы в Интернете.
Вместе с тем, поисковая оптимизация не дает гарантии присутствия на необходимых позициях по нужным запросам и в нужное время. Работа по поисковой оптимизации повышает вероятность привлечения полезных посетителей на сайт, но не гарантирует этого.
При продвижении известных товаров и услуг сочетание поисковой оптимизации и контекстной рекламы дает максимальную отдачу, поскольку позволяет охватить всю заинтересованную аудиторию. Если же необходима не только товарная, но и имиджевая реклама, имеет смысл прибегнуть к размещению баннеров на ресурсах, ориентированных на определенную целевую аудиторию.
— Какие существуют площадки для размещения контекстной рекламы? И в чем особенности каждой из этих площадок?
- На сегодняшний день крупнейшими системами контекстной рекламы в русскоязычном сегменте Интернета являются «Яндекс. Директ», «Бегун» и Google AdWords.
Объявления, размещенные в системе «Яндекс. Директ» показываются в поисковой выдаче портала «Яндекс», на страницах «Яндекс. Каталога» и ряда партнерских сайтов; в системе «Бегун» — в поисковой выдаче порталов «Рамблер», «Апорт» и большом количестве тематических сайтов; в системе Google AdWords — в выдаче поисковой машины Google, в поиске на некоторых партнерских сайтах и большом количестве сайтов-партнеров.
Системы «Яндекс. Директ» и «Бегун» могут принимать безналичные платежи и платежи через электронные платежные системы («Яндекс. Деньги» и WebMoney соответственно); Google AdWords пока принимает платежи только по кредитным картам.
— Насколько контекстная реклама распространена в России?
- Контекстная реклама очень популярна среди представителей малого и среднего бизнеса. Это отличный способ привлечения клиентов: вы можете рекламировать то, что у вас есть в продаже, адресуя рекламу только тем, кому это действительно интересно. Многие рекламодатели уже переключили свои бюджеты с рекламных изданий (например, «Товары и Цены») на контекст.
Неудивительно, что объем российского рынка контекстной рекламы бурно растет. По оценкам экспертов, в 2006 году он составил 50-60 миллионов долларов США, что в два раза больше, чем в 2005 году. Это — лучшие результаты среди всех основных сегментов рекламной индустрии, куда относятся телереклама, радио и реклама в прессе.
— Многие ли климатические фирмы обращаются к контекстной рекламе?
- Климатические фирмы весьма активно занимаются и контекстом, и поисковой оптимизацией. Рекламные бюджеты в этом сегменте очень большие. Сложно сказать наверняка, но, по нашим ощущениям, это одна из самых конкурентных тематик в Интернете.
— Где можно познакомиться с информацией о том, как правильно использовать возможности контекстной рекламы?
- В этом плане наибольший интерес представляют семинары, организуемые непосредственно системами показа контекстной рекламы «Яндекс.Директ» и «Бегун». Информацию о времени проведения семинаров можно получить по адресам http://advertising.yandex.ru/seminar/index.xml и http://begun.ru/advertiser/seminars/. Также следует отметить мастер-класс Сергея Спивака и уже упоминавшиеся ранее ежемесячные семинары компании «Ашманов и Партнеры» и ежегодную конференцию «Управление аудиторией и реклама в Интернете».
— Может ли рекламодатель разместить контекстную рекламу самостоятельно?
- Все лидирующие системы размещения контекстной рекламы рассчитаны на прямых рекламодателей. С одной стороны, ничего сложного в этом нет, но, как и всякое дело, ведение контекстной кампании требует определенного навыка и постоянного внимания. И, чем больше бюджет, чем выше конкуренция, тем больше требуется усилий для того, чтобы кампания работала эффективно. Именно поэтому в большинстве случаев мы рекомендуем доверять ведение контекстных рекламных кампаний профессионалам.
— Мы знаем, что некоторые компании берут за услугу по ведению контекстной рекламы деньги, а некоторые — нет. Стоит ли доверять тем, кто делает это бесплатно?
- Все рекламные агентства, работающие с контекстной рекламой, получают от систем «Яндекс. Директ» и «Бегун» скидку, которая зависит от ежемесячного оборота. Чем крупнее агентство, тем больше его скидка. Поэтому серьезные игроки имеют возможность не удерживать дополнительные средства с клиента за ведение кампании.
— Как определить, насколько надежна фирма, которая предлагает услуги по размещению контекстной рекламы?
- Прежде всего, не стоит доверять агентствам, которые с первого дня предлагают Вам скидку, так как продажа рекламы по ценам ниже, чем у «Яндекс. Директа» и «Бегуна», запрещена в агентских договорах. Если же эти агентства обманывают системы показа контекстной рекламы, то они могут обмануть и Вас. Кроме того, когда выяснится, что агентство нарушало условия договора, оно лишится своей скидки, и Вам придется менять партнера. Для того чтобы облегчить выбор, «Яндекс» и «Бегун» приводят на своих сайтах списки проверенных агентств: http://advertising.yandex.ru/order.xml и дополнительно для системы «Бегун» — http://begun.ru/begun/collaboration/agents/.
— Какие основные термины используются при ведении контекстной рекламной кампании?
- В качестве основных терминов, используемых при ведении контекстной рекламы можно выделить следующие:
— Вы только что говорили о CTR. Что это за показатель, и что с его помощью измеряют?
- Исходя из определения, очевидно, что CTR является отношением количества кликов по вашему объявлению к количеству показов вашего объявления, выраженным в процентах. Обычный CTR для контекстной рекламы — это 1-8 % (бывает и больше, конечно). Для баннеров CTR, как правило, значительно ниже — это десятые и даже сотые доли процента.
Но надо помнить, что CTR — это не вполне точный показатель эффективности рекламной кампании. С его помощью можно оценивать только качество баннера или объявления. Главным показателем эффективности Вашей кампании должна быть цена и количество покупателей.
— Расскажите, в какой последовательности обычно происходит размещение контекстной рекламы? Например, нам нужно привлечь людей, которые интересуются центральными системами кондиционирования Wesper (чиллерами, фэнкойлами, центральными кондиционерами). Что конкретно нужно сделать?
- Для начала Вы регистрируетесь в системе «Яндекс. Директ» или «Бегун». Создаете текст объявления согласно правилам системы. С простыми советами по текстовке объявления можно ознакомиться в интерфейсах систем. После составления текста, Вы подбираете ключевые слова, по которым данные объявления будут показываться. Например, это могут быть «чиллер», «фэнкойл», «центральные кондиционеры», «wesper». Нужно не забывать включать в перечень разные варианты написания слов, в том числе ошибочные, например, «чилер».
Далее задаются начальные ставки для каждого слова, регламентируются правила показа — регион, время трансляции объявлений. Ваши объявления начнут показываться после внесения оплаты в систему.
— Мы слышали, что рекламодатель при проведении контекстной рекламы имеет массу возможностей сэкономить. Например, можно ограничить стоимость клика, регион проведения или наоборот выбрать первое место в выдаче результатов. Какие возможности предоставляют площадки по проведению контекстной рекламы?
- Конечно, если компания работает только в Нижнем Новгороде, ей нет смысла показывать свою рекламу москвичам или новосибирцам. Поэтому большинство систем показа рекламы позволяют нацеливать (или «таргетировать») рекламу по географическому признаку. Кроме географии, можно уточнить еще и время (часы и дни недели), в которое будет показываться объявление, максимальную ставку, которую готов заплатить рекламодатель и бюджет, который он согласен потратить на рекламу в течение месяца.
Это может показаться странным, но системы контекстной рекламы не заинтересованы в чересчур быстром расходовании средств рекламодателя. Главный их интерес — чтобы рекламодатель остался в системе, стал постоянным клиентом.
— Почему за одно и то же слово при размещении контекстной рекламы часто платятся разные деньги?
- Многие компании показывают рекламу по одним и тем же словам. Объявления во всех системах показываются по принципу аукциона, то есть, Вы выставляете приемлемую для Вас стоимость одного перехода по объявлению, и в зависимости от ставок Ваших конкурентов, объявления «выстраиваются» в порядке убывания стоимости перехода. Поэтому стоимость первого места, скажем, по запросу «системы вентиляции», может достаточно сильно отличаться от стоимости пятого места по этому же запросу.
— Что такое стоп-слова, и для чего они нужны?
- Если стоп-слова (в терминологии системы «Бегун») или минус-слова (в терминологии системы «Яндекс. Директ») содержатся в запросе, то Ваше объявление показываться не будет.
Например, если компания торгует кондиционерами для помещений, ей нет смысла показывать свое объявления по запросам «автомобильный кондиционер», «авто кондиционер» и так далее. Скорее всего, можно будет исключить запросы «схема кондиционера», «кондиционер инструкция» и многие другие.
Зачем же это делается? На позиции объявления во всех основных системах контекстной рекламы влияет не только цена, но и CTR объявления. А повысить CTR можно либо за счет хорошего текста, либо за счет более точного выбора аудитории. Стоп-слова (как и географический таргетинг) помогают не показывать объявления тем, кому они не интересны. В результате, эффективность объявлений растет, и их можно показывать на более высоких местах за те же деньги. Таким образом можно одновременно снизить стоимость перехода на сайт рекламодателя и увеличить клиентский поток.
— Может ли рекламодатель контролировать размещение контекстной рекламы, расход средств? Есть ли гарантии того, что при ведении кампании не исказят или не подготовят полностью фиктивную отчетность?
- Конечно, рекламодатель может и должен контролировать ход своей рекламной кампании. Все системы размещения контекстной рекламы позволяют рекламным агентствам дать полный доступ к интерфейсу рекламной кампании своим клиентам, причем даже в режиме реального времени. Через этот интерфейс рекламодатель в любой момент сможет увидеть баланс лицевого счета системы, оценить скорость расходования средств и перечень ключевых слов, по которым показываются объявления.
— Мы заметили, что в поисковых системах некая фирма рекламируется по поисковому запросу наш зарегистрированный торговый знак. Что следует сделать, чтобы остановить этот процесс?
- Это довольно распространенная ситуация, но выход очень простой. Если вы заметили, что кто-то использует ваш зарегистрированный торговый знак в качестве ключевого слова к своему объявлению, достаточно написать жалобу оператору рекламной системы с просьбой снять рекламу конкурентов по Вашему бренду. Обычно в таких случаях реклама снимается. Важно понимать, что рекламодатель, использующий Ваш торговый знак, не нарушает закон, до тех пор, пока не пытается делать вид, что имеет отношение к вашей марке.
— Как оценить эффективность проведенной контекстной рекламы?
- Оценку эффективности рекламной кампании необходимо делать в течение всего времени ее проведения. Главной целью контекстной рекламы является привлечение новых клиентов и увеличение интереса к рекламируемому продукту. Из этого правила следует и главный критерий оценки — увеличение притока клиентов на время проведения рекламной кампании.
— Ваши пожелания читателям журнала «Мир Климата».
- Удачных контекстных кампаний, хороших клиентов и низких ставок!