Вы действительно хотите стать профи? Тогда вот Вам небольшая цитата из книги Клода Хопкинса «Моя жизнь в рекламе»:
Я отвечаю за свои слова. Я наблюдал за многими людьми с высшим образованием в бизнесе. В рекламном агентстве, которое я возглавляю, даже рассыльными работают люди с образованием. Многие из моих клиентов придерживаются той же политики – брать на работу только выпускников колледжа. Их идея заключается в том, чтобы нанимать людей с подготовкой, которой нет у работодателей и из-за отсутствия которой они так переживают. Но я не могу припомнить ни одного из обученных теории людей, кто бы дорос до высокого положения. Те же, кто проходил школу практического бизнеса, имели огромное преимущество. Что касается рекламы, то здесь можно больше узнать за неделю, общаясь с фермерами, чем за год, проведенный в аудитории.
Очень серьезная проблема большинства специалистов по рекламе состоит в том, что они НИКОГДА не продавали товар и не знают, о чем думают их клиенты и дилеры. Фактически мы имеем дело с людьми, которые работают вслепую и говорят на языке, продолжения которого не знают :)
Мы можем приводить Вам примеры того, что Майкл Делл проводил 40% своего времени с клиентами и инкогнито участвовал в Интернет-чатах, где покупатели обсуждали сильные и слабые стороны товаров Dell. Или примеры того, что многие известные рекламщики начинали свою деятельность с должности коммивояжера (Огилви, Хопкинс) – и благодарят за это судьбу.
У нас есть примеры и поближе:
Правило № 1: стать специалистом по рекламе не возможно без школы практического бизнеса.
Бесполезно ходить на семинары компании «Ашманов и Партнеры» если Вам в ближайшее время не предстоит создавать или продвигать Интернет-проект. Только столкнувшись с проблемой, Вы будете грызть гранит науки и искать чужой опыт и знания.
Нет смысла тратить свои силы на обучение в «Мирбисе» и «Плешке», если Вы даже не слышали о тех проблемах, по которым будет проводиться обучение. Вы не сможете понять, что правда, а что ложь и Вас просто уведут в сторону люди, многие из которых никогда ничего не продали с помощью рекламы. Не зря руководитель Департамента PR крупной корейской компании, получивший степень MBA, сказал нам при встрече: «MBA – если честно, это для корочки. Знания дают только реальные проекты».
ВУЗы, специальные курсы помогут человеку, уже осознающему проблему, расширить горизонты, систематизировать понятия, выявить новые источники информации, новые подходы! Но не иначе: если Вам не понятна сама проблема, семя упадет в сухую землю, а время и деньги будут потрачены впустую.
Рекламу бесполезно изучать в теории. Рекламу можно изучать только через дела. Если вы хотите научиться – ищите людей, которые делали проекты, будьте вторыми людьми в проекте, но обогащайтесь знаниями. Задавайте вопросы на форумах. Читайте специальную литературу. Совершайте ошибки.
Вы удивитесь, но можно делать НОВЫЕ УСПЕШНЫЕ ПРОЕКТЫ даже не имея опыта. Сайт www.inrost.ru был сделан людьми, до того НИКОГДА не создававшими Интернет-сайтов. Этот ресурс до сих пор приносит компании-владельцу огромное количество клиентов, его посещают 800-900 человек в день без всякой рекламы и оптимизации, и рекламный отдел фирмы уже несколько лет (к сожалению!) почти не занимается его развитием.
Этот проект был реализован людьми без опыта работы в данной конкретной области, однако:
Правило № 2: реальные знания дают только выполненные проекты.
Ну и наконец – вслед за Огилви мы также советуем больше читать, изучать чужой опыт и общаться с профессионалами. Причем под профессионалами мы имеем в виду как специалистов климатического бизнеса (руководители фирм и отделов продаж, проектировщики и т.д.), так и специалистов рекламного бизнеса.
Источники Вы частично найдете в основной литературе, частично обнаружите сами.
Но кто внимательно читал книги того же Огилви, те обратили внимание, что речь шла не просто о чтении, а именно о фиксации знаний, о заимствовании опыта, о коллекционировании приемов. Нет смысла читать советы и тут же совершать изложенные и подробно проанализированные ошибки. Советуем всегда записывать полезные мысли и рекламные идеи и периодически проводить их смотр. Особенно при написании ТЗ и работы над новыми проектами.
Советуем не гнушаться опыта из чужих сфер: опыт бульварной прессы позволил в журнале «Мир Климата» создать рубрики «Климатический бизнес в лицах», подготовленные отчеты во время региональных командировок привели к созданию рубрики «Региональные рынки», рубрика «Бренд» на «Эхе Москвы» привела к появлению рубрики «История бренда» и т.д.. Есть 1000 источников у Вас под носом, просто Вам надо приучиться любую новую информацию рассматривать под углом профессиональной пригодности.
Правило № 3: всегда фиксируйте «чужой опыт» и не забывайте его на практике.
Рекомендуем изучить главу «Самопозиционирование» из книги Джека Траута «Позиционирование. Битва за умы».
Главное, что Вам надо понять – Ваша карьера, творческая реализация, условия работы, возможность профессионально расти зависят не только от усидчивости, профессиональных знаний и умений, практического опыта. Серьезную роль будет играть то, как Вы поставите себя, как наладите отношения с людьми и начальством, какой имидж себе создадите, как будете преподносить свои победы и поражения.
Не будет у Вас хороших отношений с дилерским отделом – будете жить в изоляции, без нужных сведений и контактов. Не будет у Вас понимания с руководством – будете всю жизнь плакаться на отсутствие финансирования Вас и Ваших проектов, лишнюю дерготню по каждому вопросу. Будете делать все сами – останетесь простым исполнителем, парнем, который все умеет делать сам и только нуждается в грамотном начальнике.
К сожалению, всем этим вопросам тоже надо уделять внимание. К счастью – в этом Вам должны помочь Ваши профессиональные навыки :)
• Климатические Ассоциации;
• Источники информации в климатическом бизнесе: выставки и мероприятия, специализированная пресса, Интернет-ресурсы;
• Типы клиентов в климатическом бизнесе;
• Джек Траут: «Позиционирование. Битва за умы», глава «Самопозиционирование».